Статьи

Бег на короткие дистанции, закономерности и принципы спортивной тренировки

08 сентября 2012 Комментариев: - Поделиться на:
В подтверждение изложенного материала могу сказать, что сын довольно быстро набирал форму (буквально за месяц), что, по-видимому, было пределом его работоспособности. Поэтому было решено увеличивать потенциал, но обо всем по-порядку.

Хочу оговориться сразу, что это всего лишь капля к тем знаниям, которые вы имеете или сможете иметь. Просто они может быть вам по какой либо причине раньше не встречались или прошли мимо вашего сознания, которое кстати имеет избирательное свойство аналогично зрению. В мое же поле зрения за несколько лет попали эти материалы, которые анализировались, обобщались и отсеивались.

И, наверное, будет не правильно хранить их в пыльной папке, где они уже год томятся, а вынести на обозрение и обсуждение, авось кому-то они принесут пользу (в виде победы или радости сопереживания ее). Меня к этому побуждают собственное любопытство и слова признанных тренеров Clyde Hart и Woldemeskel Kostre, о том что тренера общаются и получают знания друг у друга и о том, что мыслительный процесс не прекращается ни на минуту.


Видео 1. Высказывания признанных тренеров Clyde Hart и Woldemeskel Kostre


Вернусь к началу повествования, к тому, что побудило начать цикл этих статей - а именно та информация которая была накоплена за время практических тренировок. Так вот первая и, пожалуй, основная трудность состояла в том, что сын хотел тренироваться в группе, для него было важнее общение со сверстниками, нежели достижение какого-то результата (но когда подходили соревнования, для него не было ничего важнее желания победы). Интересно, что когда мы готовили статью о Лялиной Н.В., то она рассказывала, что ей также было просто интересно встречаться со своей группой и заниматься одним делом.

С этого же начинает описание спортивной тренировки выдающийся тренер Валентин Васильевич Петровский в своей книге "Бег на короткие дистанции (спринт)" (Москва «Физкультура и спорт» 1978). 


Некоторые закономерности и принципы спортивной тренировки


Спортивная тренировка — это многогранный педагогический процесс, оказывающий разностороннее влияние на формирование личности спортсмена. Общение с товарищами по группе и тренером на занятиях, участие в тренировочных сборах и соревнованиях способствуют приобщению спортсмена к интересам коллектива, формированию у него новых привычек, правил взаимоотношения с людьми, взглядов на окружающий мир.

В процессе занятий спортом под влиянием установок тренера и психологического климата в группе формируется отношение к тренировкам, соревнованиям, успехам и неудачам, спортивным противникам, интересам команды, товарищам. Часто именно эта сторона подготовки оказывает существенное влияние на результат выступления в соревнованиях. Известно немало случаев, когда хорошо физически подготовленный спортсмен не мог реализовать своих возможностей на соревнованиях из-за излишнего волнения, груза чрезмерной ответственности, сознания непосильности поставленных задач, боязни противников, неуверенности в своих силах. В конечном итоге, успех в соревнованиях зависит не только от состояния физической готовности, но и от умения владеть собой, уровня общей культуры, специальных знаний, умения самостоятельно принимать правильное решение во время соревнований, где спортсмен остается один на один с самим собой, спортивными противниками, судьями и зрителями. Поэтому не следует недооценивать воспитательного и образовательного значения тренировки и сводить ее к развитию только физических качеств.

Спортивный результат следует рассматривать как обобщенный показатель функциональных возможностей организма, зависящий от оптимального сочетания уровней общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и интегральной подготовленности спортсмена. Задачи спортивной тренировки и сводятся к тому, чтобы за определенное время посредством воздействия на организм спортсмена специально подобранными средствами изменить его состояние, доведя до уровня, обеспечивающего достижение запланированного спортивного результата.

Достижение нужного уровня в каждом из видов подготовленности (физической, технической и т. д.) обеспечивается набором специальных средств, применяемых в определенной последовательности и дозировке (объем и интенсивность) на протяжении определенного, времени (количество уроков). Таким образом, тренировка складывается из нескольких отдельных, но взаимосвязанных видов подготовки (программ воздействия), осуществляемых на протяжении года последовательно или параллельно.

Каждая из отдельных программ в зависимости от характера (средств) и силы воздействия (объем и интенсивность) вызывает определенные ответные приспособительные изменения в жизнедеятельности организма. Эти ответные изменения могут в большей или меньшей степени обеспечивать развитие организма в нужном направлении. В конечном итоге, эффект тренировок зависит не от того, что выполнял спортсмен, а от того, какие изменения в организме вызвали выполненная им работа. Поэтому процесс тренировок следует рассматривать не как неукоснительное выполнение заранее намеченного плана, а как процесс управления развитием физических и духовных возможностей спортсмена, в ходе которого средства воздействия должны меняться; в соответствии с состоянием спортсмена и задачами тренировки.

Для того чтобы сделать процесс тренировки более эффективным и не причинить вреда здоровью спортсмена, необходимо учитывать особенности организма, основные закономерности его жизнедеятельности, а также основные правила организации процесса управления.

Организм человека, с интересующей нас точки зрения, представляет собой сложную, динамическую, вероятностную, саморегулирующуюся систему — совокупность частей (подсистем), функционально связанных друг с другом в единое целое. Динамической системой организм называется потому, что он может изменить свое состояние под влиянием внешних воздействий (в том числе под влиянием тренировочных программ). Вероятностными биологические системы нам кажутся потому, что мы часто не можем достаточно точно определить, в каком состоянии находится организм в конкретный момент, и предугадать характер и величину ответной реакции на предлагаемую тренировочную нагрузку. Ведь даже совершенно одинаковые (стандартные) нагрузки могут вызвать неодинаковую реакцию — в зависимости от того, в каком состоянии (например, утомление) находится спортсмен в момент их выполнения. Поэтому, особенно при применении больших нагрузок, необходимо усиливать педагогический контроль.



Рис. 3. Блок-схема системы тренер—спортсмен (1—5 — внутренние кольца саморегуляции,

6 — внешнее кольцо саморегуляции)



Как объект воздействия в процессе тренировки, организм человека можно представить в виде трехуровневой блок-схемы (рис. 3), являющейся некоторым упрощением схем, предложенных другими авторами (Н. Берн-штейн, Н. Амосов, Л. Чхаидзе, В. Парин, Л. Баевский), но подчеркивающей отдельные ее свойства, важные для интересующего нас вопроса. В схеме выделяются два уровня управления и управляемые части (подсистемы): основные работающие (мышцы) и обслуживающие системы (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.). Сплошными линиями обозначены каналы прямой, прерывистыми — обратной связи между подсистемами организма.

По каналам прямой связи поступают команды к действию, по каналам обратной — сведения о том, в какое состояние пришла подсистема после выполнения команд к действию. По этим каналам связи непрерывно протекает информация, и таким образом осуществляется регуляция деятельностью.

На все внешние воздействия организм реагирует как единое целое. Для эффективного выполнения любой работы, даже требующей преимущественного проявления одного качества (скорость) или нескольких (скорость и скоростная выносливость), необходим соответствующий уровень функциональных возможностей всех систем организма.

Переход организма из одного состояния в другое происходит за счет внутренней и внешней саморегуляции. Внутри организма осуществляется саморегуляция деятельности мышц и внутренних органов, согласование их деятельности. Это происходит без участия сознания. Организм самостоятельно изменяет частоту сердечных сокращений в соответствии с интенсивностью и длительностью бега, последовательность сокращения и расслабления мышечных групп при выполнении упражнений.

Саморегуляцию может осуществлять и сам спортсмен, анализируя процесс и результат действия. В обычных условиях человек может сам оценивать правильность действия (соответствие с моделью и намеченным результатом) и вносить соответствующие коррективы в свое поведение. Однако в процессе тренировки спортсмен не всегда в состоянии оценить правильность своих действий. Поэтому он нуждается в дополнительном аппарате оценки и коррекции своих действий. Образуется более сложная система — тренер — спортсмен, — где тренер является управляющей частью. Тренер не руководит непосредственно функциями организма. Он может руководить только проведением спортсмена через его высший уровень (регуляция смысловой программы поведения), во-первых подбирая такие виды его поведения (упражнения, уроки, циклы), которые с той или иной степенью вероятности вызовут нужные приспособительные изменения в деятельности организма, а во-вторых внося словесные коррективы в программу поведения спортсмена на основании оценки результатов действия (правильности техники, величины нагрузки и т. п.). Подбирая соответствующие упражнения, можно преимущественно воздействовать на отдельные органы и системы, т. е. осуществлять их избирательное развитие. Управляющие действия тренера являются не контактными и дискретными (прерывистыми), а развитие организма идет непрерывно (как в процессе работы, так и в период отдыха).

Важное свойство живых организмов состоит в способности к самообучению на основании неполной информации. Вместо недостающей информации система использует накопленный ею опыт и некоторые общие сведения стратегического характера. До тех пор пока у нас нет достаточно точных моделей поведения системы в ответ на конкретные команды и нет достаточно доступных и точных методов контроля за изменением состояния объекта, программа внешнего управления (тренер) не должна быть слишком жесткой. Поэтому необходимо предлагать спортсмену действия и упражнения, при которых приспособительные изменения организма шли бы в нужном направлении, т. е. использовалась способность организма к саморегуляции. Полезную роль могут сыграть здесь различные специально-подготовительные упражнения.

Одним из замечательных свойств организма является его способность к адаптации. Буквальный смысл латинского слова «адаптация» — прилаживание, приспособление. Многие ученые, особенно в последнее время, приходят к заключению, что способность к адаптации является одним из наиболее фундаментальных свойств живых организмов, обеспечивающих выживание и саморазвитие их в условиях внешней среды при непрерывном воздействии внешних факторов.

Живые организмы могут нормально существовать только при условии сохранения определенных показателей внутренней среды в пределах биологически доступных границ (температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белка, сахара, ионов натрия, калия и др.).

Для сохранения постоянства одних существенных показателей организм, противодействуя влиянию внешней среды, соответствующим образом изменяет деятельность других обслуживающих систем. Способность организма изменять свою деятельность соответственно характеру и силе внешних воздействий и получила название адаптации. Следует различать два вида приспособительных изменений: срочные (неустойчивые) и накопительные (кумулятивные, устойчивые). Механизмы и закономерности их протекания не совсем одинаковы.

Срочной адаптацией называются непрерывно протекающие приспособительные изменения, возникающие в ответ на различные одноразовые изменения окружающей среды. Примером срочной адаптации может служить изменение величины зрачка в ответ на изменение силы освещения или изменения теплообразования и потоотделения в ответ на изменение температуры и влажности окружающей среды.

Срочные приспособительные изменения возникают в ответ на все одноразовые, в том числе случайные (бессистемные), раздражители и не сопровождаются устойчивыми, длительно сохраняющимися изменениями в организме. Они как бы волной следуют за непрерывно меняющимися внешними воздействиями. Это очень важная особенность, обеспечивающая выживание организма в быстро меняющихся условиях внешней среды.

Организм в состоянии отвечать на внешние раздражители адекватными (соответствующими, наилучшими) приспособительными реакциями только в том случае, если они по своей интенсивности и длительности не превышают физиологических возможностей регулирующих и обслуживающих систем. В противном случае жизнедеятельность организма может быть нарушена. Например, при длительном действии очень высокой температуры окружающей среды может произойти перегрев организма и в результате — тепловой удар. Не отвечающие возможностям организма по интенсивности, длительности или количеству повторения упражнений физические нагрузки могут привести к необратимым болезненным изменениям в сердце или травмам мышц. Вот почему одним из важнейших принципов тренировочного процесса является принцип индивидуализации. Нагрузки по своей силе не должны превышать границ физиологических возможностей человека, а тренировочный процесс должен проводиться с учетом индивидуальных физических и психологических особенностей каждого конкретного человека и его состояния в каждый конкретный момент. Информацию о состоянии спортсмена тренер получает при помощи средств и методов педагогического контроля.

Если в оптимальных условиях раздражители будут повторяться достаточно часто и достаточно долго и этим выделяться из множества бессистемно действующих, физиологические возможности регуляторных, рабочих и обслуживающих систем организма будут повышаться. Такие приспособительные изменения, возникающие под воздействием регулярно повторяющихся раздражителей, получили название накопительной, кумулятивной или устойчивой адаптации. Примером этого может служить явление закаливания или повышение физической работоспособности под воздействием тренировки.

Накопительные приспособительные изменения сопровождаются специфическими морфологическими и функциональными изменениями на уровне клеток, структур и систем организма и носят относительно устойчивый характер, т. е. приобретенные свойства сохраняются относительно продолжительное время после прекращения тренирующего воздействия. Однако не вечно. Со временем организм теряет приобретенные свойства, так как приспосабливается к новым условиям жизни.

Отсюда вытекает принцип непрерывности тренировочного процесса, который предполагает нахождение оптимального чередования нагрузки и отдыха.

В процессе срочной и накопительной адаптации организма наблюдается стремление к максимальному соответствию приспособительных изменений специфике внешних воздействий. Чем большей точностью приспособления обладает организм, тем выше его жизнедеятельность.

По этому поводу имеется много интересных научных данных. Р. В. Чаговец отмечает, что «увеличение количества белков в мышце при тренировке имеет приспособительный характер и никак не является простым увеличением массы всех белковых компонентов мышечной ткани». К аналогичным выводам пришли и другие ученые. Н. Н. Яковлев и Е. С. Яковлева пишут: «Опыты с экспериментальной «тренировкой» животных показывают, что в зависимости от двигательного режима и характера тренировочной нагрузки преимущественное развитие приобретает та или иная сторона химизма мышц. Последнее явление следствие биохимической адаптации организма в соответствии с характером совершаемой работы». На основании этих данных Н. Н. Яковлев сформулировал принцип специфичности биохимической адаптации организма к мышечной работе.

Проведенные исследования показывают высокую специфичность и функциональной (физиологической) адаптации к характеру и условиям тренировочной работы.

Замечательное свойство кумулятивной адаптации состоит еще и в том, что в процессе ее организм приобретает способность не только отвечать более быстрыми и точными ответными реакциями на имеющемся функциональном уровне, но и увеличивает, расширяет свои функциональные возможности, накапливает «запас прочности» и последующие работы может выполнять более экономно, точно, с большим объемом и интенсивностью.

Применительно к специфике спортивной деятельности повышение функциональных возможностей организма в целом обусловливается несколькими внутренними программами приспособительных изменений:

1. Происходит накопление (за счет явления суперкомпенсации) структурных элементов (например, белков) и энергетических потенциалов в органах и системах.
2. Совершенствуется координационная структура движений.
3. Совершенствуются регуляторные системы организма, обеспечивающие согласованную деятельность отдельных подсистем.
4. Происходит психическое приспособление к характеру, месту и условиям тренировок и соревнований.

Эффективность приспособительных изменений зависит и от силы воздействия, т. е. сложности, интенсивности и длительности упражнений. Процесс адаптации протекает лучше, если применяются раздражители оптимальной силы. Однако если все время повторяются одинаковые по силе воздействия и характеру (стандартные) раздражители, то повышение функциональных возможностей в процессе приспособлений будет происходить только на протяжении определенного времени, определенного количества повторений такого раздражителя, пока организм к нему приспособится. После этого, даже если стандартный раздражитель будет повторяться, повышения функциональных возможностей организма происходить не будет. Раздражитель потеряет тренирующее значение.

При проведении тренировок следует придерживаться и принципа прогрессирования (Л. П. Матвеев), предполагающего постепенное увеличение нагрузки. Известно несколько способов повышения нагрузки: линейный, ступенчатый, волнообразный. В тренировке спринтеров повышать нагрузку лучше волнообразным способом, когда за волной повышения (2—4 недельных цикла) следует понижение нагрузки. Различные органы и системы адаптируются с неодинаковой скоростью, не синхронно, непрерывное повышение нагрузки может привести к переутомлению некоторых из них. Кратковременное снижение нагрузки позволит им восстановиться.

Как отмечает академик Н. М. Амосов, в организме человека может идти одновременно несколько внутренних программ жизнедеятельности и также одновременно несколько программ приспособления к внешним условиям.

Отношения между отдельными программами могут быть нескольких типов.

Соподчинение. Высшей программе сознательного поведения подчиняются все низшие программы управления мышцами и регулирования внутренними органами.

Координация. Многие программы идут параллельно, усиливая друг друга или не соприкасаясь, так как осуществляются разными органами.

Конкуренция. Между несколькими параллельно идущими программами, каждая из которых претендует на главную, происходит своеобразная борьба, в результате которой одна из программ будет осуществляться, остальные подавляться. Примером может быть распределение крови в организме при мышечной работе и пищеварении. Если каждая из программ умеренна по силе, они могут осуществляться параллельно. Но при очень интенсивной мышечной работе программа пищеварения может быть подавлена. В процессе тренировок можно наблюдать, что при параллельном развитии скорости бега и скоростной выносливости, если каждая из внешних программ умеренна по силе воздействия, организм может приспосабливаться одновременно к двум программам. Будет развиваться скорость и выносливость. При этом развитие одного качества будет способствовать улучшению другого. Например, в подготовительном периоде тренировки. Однако так будет происходить до определенного момента. При увеличении силы воздействия каждой из внешних программ одна из них, более сильная, предъявляющая большие требования к организму, будет подавлять другую. Например, выносливость будет повышаться, а скорость понижаться.

Успех тренировок зависит не только от методически правильно (последовательность упражнений, их объем и интенсивность) построенной каждой отдельной программы (совершенствование техники, развитие силы и т. п.), но и от правильного сочетания этих программ в годичном цикле тренировки. Представляя собой одно целое, организм может достичь наивысшего уровня работоспособности в конкретном упражнении только при соответствующем уровне функциональных возможностей всех систем. Это обеспечивается программой общефизической подготовки, состоящей из разнообразных упражнений. Комплексная разносторонняя тренировка приводит к наиболее разносторонней адаптации организма. Однако она может и не обеспечить наивысшего из возможных уровней адаптации ни к одному из тренируемых свойств. Односторонняя тренировка дает более одностороннюю адаптацию, но уровень развития отдельных качеств может быть более высоким.

Отсюда вытекает необходимость соблюдения принципа оптимального соотношения общей и специальной физической подготовки по этапам и периодам годичного цикла тренировки. В годичном цикле тренировок (в подготовительном периоде) должны преобладать программы, обеспечивающие разностороннюю адаптацию. На этапе вхождения в спортивную форму должны применяться такие упражнения, которые по своему характеру, интенсивности и условиям выполнения в наибольшей степени отвечали бы соревновательной деятельности (бег по отрезкам дистанции с около соревновательной, соревновательной и выше соревновательной скоростью, а также участие в прикидках с партнером и соревнования).


Рис. 4. Блок-схема управления в процессе тренировки


Из сказанного выше вытекает вывод: используя закономерности адаптации, при соблюдении некоторых правил (принципов тренировки), можно вынудить организм приспосабливаться к любому произвольно взятому воздействию. Изменяя содержание каждой из отдельных программ, регулируя их соотношения друг с другом на основании данных педагогического контроля, можно управлять адаптивным функционированием организма. При этом управление — целенаправленное, контролируемые и регулируемые изменения состояния системы — в процессе тренировки должно осуществляться в определенном порядке, представленном в виде схемы на рис. 4.


Рис. 5. Содержание спортивной тренировки


Эффективность процесса подготовки спортсмена зависит не только от того, насколько правильно организован собственно-педагогический процесс тренировки, но и от организационного, научно-методического, медицинского и материального обеспечения. Содержание подготовки спринтера можно представить в следующем виде (рис. 5).

Не ставлю перед собой целью публиковать здесь всю книгу Петровского, но одно очень любопытное наблюдение, применяемое им в методике тренировки Олимпийского чемпиона Валерия Борзова, приведу в продолжении нашего разговора.


продолжение следует

© 2011 - 2020 Tula Track and field. Лёгкая атлетика в Туле
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Сделано в