—татьи

»скусство тренировать: взаимосв€зь науки и практики

22 феврал€ 2015  омментариев: - ѕоделитьс€ на:
ћетодика подготовки бегунов на длинные дистанции, базирующа€с€ на научном подходе, пока себ€ не зарекомендовала и на данный момент получает лишь негативные оценки, которые, как правило, поступают от тренеров-практиков, считающих, что Ђнаучностьї способствует утрачиванию так называемого Ђтренерского искусстваї.



“ренировочный процесс јльберто —алазара (Alberto Salazar, на фото в центре), пожалуй, на сегодн€шний день €вл€етс€ лучшим примером объединени€ достижений науки и практики в подготовке спортсменов мирового уровн€.

ѕредвз€тое отношение к тренерам-теоретикам можно объ€снить тем, что они зачастую акцентируют свое внимание на развитии физиологических качеств, например ћѕ  (максимальное потребление кислорода) или ѕјЌќ (порог анаэробного обмена), тогда как конечна€ цель - рост спортивного результата.  азалось бы, здесь должно возникнуть противоречие с современной системой подготовки спортсменов мирового уровн€, поскольку те посто€нно наход€тс€ под наблюдением ученых-физиологов, контролирующих их функциональное состо€ние и дающих им рекомендации относительно тренировочного процесса. Ќо истинна€ проблема состоит в том, что традиционна€ подготовка спортсменов с научной точки зрени€ крайне ошибочна и неэффективна. ћожет быть, поэтому очень мало примеров, когда хороший физиолог впоследствии стал хорошим тренером. Ќельз€ сказать, что проблема в самом физиологе, а скорее всего с моделью подготовки, которую он пытаетс€ применить на практике. ѕопробуем проиллюстрировать это утверждение на конкретном примере.

 огда ученый смотрит на систему подготовки бегунов на выносливость, он разбивает ее на конкретные упражнени€ и тренировки, и смотрит на эффект от этих тренировок и упражнений отдельно на каждый физиологический параметр.   примеру, как тренировка, состо€ща€ из п€ти повторений по 1000 метров на уровне ћѕ , повли€ет на само ћѕ , на буферную емкость крови (способность организма переносить закисление), на скорость утилизации молочной кислоты. Ќа основе этих данных тренер-теоретик делает логическое заключение, что, если тренировка ’ улучшает буферную способность крови, то его спортсмены должны делать ’ тренировку, чтобы повысить буферную способность крови. “ак как буферна€ способность крови €вл€етс€ физиологическим ограничителем роста спортивного результата некоторых легкоатлетических дисциплин, то после серии тренировок ’ спортивный результат должен вырасти. “аким образом, рассматриваемый нами тренер приходит со спортсменами на стадион и выполн€ет тренировку ’. ѕосле нескольких подобных тренировок эти спортсмены выход€т на старт, и вопреки ожидани€м тренера не улучшают свои результаты.

јнализиру€ результаты соревнований, озадаченный тренер начинает рассуждать, что или наука оказалась неправа, или его спортсмены недостаточно упорно работали на тренировке и физиологических сдвигов не произошло. ѕосле этого тренер приводит спортсменов в свою лабораторию, и с удивлением обнаруживает, что буферна€ способность крови действительно улучшилась почти у всех спортсменов. ¬ данном случае тренер действительно становитс€ растер€нным, и начинает считать своих спортсменов Ђслабымиї бегунами, неспособными к высокому результату, поскольку тренировка ’ об€зана была у нормальных спортсменов привести к росту результата.



ѕостараемс€ разобрать причины неудач в вышеописанном примере. ќсновна€ причина неудачи, скорее всего, кроетс€ не в спортсменах, тренере или науке, а в предложенной системе подготовки, котора€, по мнению нашего тренера, основана исключительно на научном подходе. »так, тренировки ’ действительно привели к росту буферной емкости крови, как и предсказывали научные данные. Ќо тренер забыл о глобальном, или общем эффекте тренировки, сконцентрировавшись только на увеличении буферной емкости крови. ќбщий эффект от тренировки состоит из нескольких физиологических и биомеханических эффектах, до некоторых из них наука пока не добралась, или не может объ€снить. » именно этот общий, или глобальный эффект €вл€етс€ самым важным. ¬ вышеописанном примере интервальна€ тренировка ’ проводилась исключительно дл€ роста буферной емкости крови. Ќо если провести всесторонний анализ этой тренировки и эффекты от нее, то вполне веро€тно еще одним эффектом было бы снижение аэробных возможностей атлетов из-за сильного ацидоза (закисление), которому подвергалс€ атлет, повыша€ буферную емкость крови. ¬едь, как известно, сильное закисление работающих мышц может снижать энзиматическую активность митохондрии (реакци€ окислени€ жиров и углеводов под действием ферментов), и эта величина пр€мо пропорциональна аэробным возможност€м атлета. “о есть, тренировка ’ с одной стороны развивает одно качество, но снижает второе.

— этой новой информацией можно гораздо легче использовать научные данные на практике и строить тренировочное зан€тие так, чтобы как минимум одно качество росло, а другие хот€ бы не снижались.   примеру, если атлет готовитс€ к бегу на 5000м, то тренировка ’ вр€д ли ему подойдет, поскольку здесь большую роль играют аэробные возможности организма. ≈сли же спортсмен выступает на дистанции 400м, то можно не волноватьс€ из-за небольшого падени€ аэробных возможностей, поскольку значительное увеличение буферной емкости будет более важно в данном случае.

¬ышеописанный пример демонстрирует, что научные знани€ могут дать значительные преимущества в построении тренировочного процесса. Ќо дл€ этого необходимо сконцентрировать внимание на общем эффекте на организм от каждого тренировочного зан€ти€. “ренеры с ученой степенью зачастую склонны смотреть отдельно на каждую физиологическую переменную, и как улучшить ее в отдельности. ¬ научных журналах опубликовано очень много статей, в том числе о том, как улучшить максимальное потребление кислорода, капилл€ризацию работающих мышц и анаэробный порог. ≈стественно, информаци€ в этих стать€х неоднократно проверена опытным путем, и предложенные методики работают на практике, но авторы зачастую не понимают, какое последствие может иметь дл€ всего организма концентраци€ на развитии только одной переменной.

ѕродолжа€ тему, можно предположить, что главным врагом дл€ тренера будет научно-методическа€ литература, в которой тренировочный процесс разбит на зоны, базирующиес€ на различных физиологических параметрах. ” такого тренера есть ћѕ -тренировки, ѕјЌќ-тренировки и много других очень умно названных тренировок. Ёти тренировки могут улучшить параметры, на которые они направлены, но другие эффекты не рассматриваютс€ тренером. “акой тренер делает вывод о том, что только ћѕ -тренировка способна улучшить ћѕ , и только ѕјЌќ-тренировка способна улучшить ѕјЌќ. Ќо этот тренер будет очень сильно ошеломлен, когда, к примеру, у спортсмена увеличилось ћѕ , хот€ он делал только ѕјЌќ-тренировки и бегал спринт. ¬ этом примере непрофессиональный спортсмен, бегавший лишь легкие кроссы, способен одними только спринтерскими тренировками несколько увеличить свое ћѕ  за счет проработки быстрых мышечных волокон, которые до этого включались в работу очень редко, но после серии тренировок немного увеличившие свои аэробные возможности. Ќо эта же тренировка способна оказать негативное вли€ние на медленные мышечные волокна, которые будут тер€ть свои аэробные способности из-за слишком высокого ацидоза. ѕосле этого можно сделать очень важный вывод: одной тренировкой можно повысить аэробные возможности в одних мышечных волокнах, но понизить в других. ѕоэтому анализ глобальных изменений очень важен и ключ к успеху - поиск глобальных последствий определенной тренировки.

 
”ченики јльберто —алазара - ћо ‘арах (Mo Farah, слева) и √ален –апп (Galen Rupp, справа), выполн€ют силовую тренировку. 

 ак только тренер начинает понимать глобальный эффект от определенной тренировки на организм атлета, у него по€вл€етс€ понимание того, как св€зать между собой разные тренировки и грамотно построить тренировочный процесс. ¬полне очевидно, что тренировка не проходит в Ђвакуумеї, так как она сочетаетс€ не только с другими тренировками, но и образом жизни, и окружением спортсмена. ѕосле того, как у тренера по€вл€етс€ модель дл€ анализа совокупности изменений от серии тренировок, важно пон€ть, как она сможет улучшить спортивный результат.

“еперь, име€ в наличии модель дл€ анализа последствий тренировок, тренер может проанализировать, как изменени€ различных физиологических параметров будет вли€ть на результат. ¬ажной задачей будет рассмотреть эту модель в совокупности с тем, что мы знаем о функционировании человеческого организма. Ќо актуальной проблемой до сих пор остаетс€ недостаточно полное понимание того, как организм работает и реагирует на нагрузку, то есть перед физиологами стоит еще много нерешенных задач.

„тобы пон€ть это, посмотрим, как измен€лись с течением времени научные взгл€ды на причины утомлени€. ѕервоначально считалось, что утомление вызвано накоплением молочной кислоты или кислородным долгом. ѕозже эта теори€ была опровергнута и на ее месте по€вились новые. —овременна€ иде€ заключаетс€ в том, что молочна€ кислота €вл€етс€ косвенным индикатором усталости, так как основна€ причина в ионах водорода, образующихс€ из молочной кислоты и €вл€ющихс€ основной причиной утомлени€. Ќо это далеко не полна€ картина причин утомлени€, так как тело человека настолько сложно, что есть много других узлов, или систем организма, которые могут быть слабым звеном и быть причиной усталости. Ќапример, усталость коры головного или спинного мозга, снижение высвобождаемого кальци€, замедление работы актин-миозинового мостика и множество других теорий. ≈сли тренер включает все эти теории в свою модель, то она окажетс€ слишком сложной. “ренер окажетс€ просто не в состо€нии осознать и проанализировать информацию о вли€нии всех теорий возникновени€ усталости на тренировочный процесс. ѕоэтому следует остановитьс€ на той причине, котора€ считаетс€ основной и наиболее веро€тной и будем использовать именно ее в нашей системе подготовки. Ќо периодически можно включать тренировки, которые описаны в научных журналах в качестве эксперимента.   примеру, если в одном исследовании написаны конкретные тренировки, преп€тствующие утомлению центральной нервной системы, то можно изредка их включать в нашу систему и анализировать внешний эффект от них.

ѕодвод€ итог всему вышеизложенному, попробуем рассмотреть, что необходимо иметь хорошему тренеру в своем арсенале дл€ достижени€ высоких результатов. ћожно предположить, что в идеале арсенал тренера базируетс€ на трех аспектах Ц научные исследовани€, теори€ и практика. ѕри наличии всех трех шансы достижени€ высокого результата достаточно велики. ≈сли у тренера в арсенале два из трех аспектов, то шансы добитьс€ успеха вполне веро€тны, а если же тренер опираетс€ только на один аспект, например, только на науку, или только на практику, веро€тность успеха незначительна. ѕоэтому методика лучших тренеров Ц это сочетание науки и практики, к которым иногда добавл€ютс€ собственные исследовани€ и разработки. ѕредставл€етс€, что тренеры - практики должны обладать научными знани€ми, а ученые, не имеющие практического опыта, должны его приобрести. —ледовательно, ключ к успеху Ц в равновесии, то есть на одной чаше весов должно находитьс€ так называемое Ђтренерское искусствої, выработанное годами практики, а на другой Ц научное обоснование и понимание сущности тренировочного процесса.

јльберто —алазар регул€рно практикует тренировки среди своих подопечных на беговой дорожке в водной среде 

„то касаетс€ внутрироссийских проблем, то тренеры циклических видов спорта осознанно игнорируют применение научных знаний в своей работе. ѕричина, по мнению автора, вытекает из-за непонимани€ тренеров как правильно внедрить и использовать науку в тренировочном процессе.

≈вгений ѕищалов
»сточник: http://runnersclub.ru/
© 2011 - 2017 Tula Track and field. ЋЄгка€ атлетика в “уле
ѕри использовании материалов сайта ссылка об€зательна.
—делано в