В последнее время Олимпийское движение сотрясают громкие скандалы, связанные с применением допинга. Однако проблема повышения спортивного мастерства с помощью "дополнительных средств" далеко не нова. Ее корни уходят глубоко в прошлое.
В июле 1896 года барон Пьер де Кубертен был счастливым человеком. За три месяца до этого француз вместе с 40 тысячами болельщиков присутствовал на первых в современной истории Олимпийских играх.
Годом ранее он увидел фразу "Citius, Altius, Fortius" на входе в одну из парижских школ, и вскоре выражение "Быстрее, выше, сильнее" стало официальным лозунгом Олимпийских игр.
С течением лет атлеты демонстрировали все лучшую форму, позволявшую им достигать невероятных высот и достижений.
Если бы де Кубертен дожил до конца 60-х годов прошлого века, он был бы крайне удивлен введением обязательного тестирования участников Олимпиад на допинг. Это произошло в 1968 году.
Однако, как пишет Гэвин Мортимер, спортивный журналист и военный историк, если бы легендарный француз знал историю древних Олимпиад, то для него не было бы секретом то, что в древности атлеты применяли "дополнительные препараты" для повышения своих показателей.
Истолченное копыто, стрихнин и "спидболл"
Хармис, победитель в спринте на Олимпиаде 668 года до н.э., сидел на диете из сушеных фиг, считая, что они помогают ему бежать быстрее. Греческие стайеры (бегуны на длинные дистанции) полагали, что дополнительную силу им придают кунжутные зерна. Боксеры и борцы ушли еще дальше. Незадолго до схваток они ели мухоморы, поскольку считалось, что они повышали их реакцию. Мухоморами, кстати, питались и римские гладиаторы.
В Древнем Риме участники заездов на колесницах поили лошадей "коктейлем" из воды и меда, чтобы лошади быстрее бежали. Еще экзотичнее выглядят на этом фоне древние египтяне. Ключом к спортивным успехам они считали следующий "препарат": истолченное заднее копыто абиссинского осла, сваренное в масле и перемешанное с розовыми лепестками.
С закатом Римской империи спорт и с ним допинг фактически пропал из жизни людей и возродился лишь к XIX веку.
С развитием профессионального спорта ставки в игре становились выше и выше, а атлеты и их тренеры занялись поиском дополнительных вариантов достижения главных целей - побед на соревнованиях.
Французские велосипедисты, например, очень любили смесь вина и экстракта листьев коки; их бельгийские коллеги во время заездов сосали кусочки сахара, вымоченного в эфире; британцы же "баловались" "спидболлом" - смесью героина и кокаина. К кокаину питали страсть и боксеры, многие их которых натирались специальным маслом на основе этого наркотика.
На Олимпиаде 1904 года Томас Хикс выиграл марафон, выпив на 25-м километре стаканчик бренди со стрихнином. На финише ему понадобилась срочная помощь врачей, но победа осталась за ним.
В Британии использование кокаина и опиума в спорте пошло на спад после принятия в 1920 году Акта об опасных препаратах. Так в спорте начался относительно "чистый" период.
Война идет до сих пор
Однако в конце 20-х годов были обнаружены амфетамины, активно использовавшиеся в войсках во время Второй мировой войны. Как говорит профессор британского университета Лофборо Бэрри Хулихан:"Моральная двусмысленность, окружавшая использование наркотиков во время войны, продолжилась в Холодную войну и проникла в Олимпийские игры".
Слухи о масштабном применении наркотиков впервые начали ходить на Зимней Олимпиаде 1952 года. В 1960 году на Играх в Риме умер датский велосипедист, в крови которого нашли следы амфетаминов. Власти закрывали на это глаза до 1967 года, когда во время Тур де Франс умер британец Томми Симпсон.
Так, на Олимпиаде в Мехико в 1968 году были введены тесты на допинг. И, как пишет Гэвин Мортимер, "только власти посчитали, что одержали победу, обманщики сделали новое открытие - анаболические стероиды".
В отличие от команд из Восточной Европы, где применение допинга подчас носило санкционированный властями характер, на Западе вопрос об его использовании носил индивидуальный характер. "Вскоре мировые рекорды начали падать один за другим: спортсмены начали бегать быстрее, прыгать выше и выглядеть сильнее", - говорит Мортимер.
Стероиды были запрещены в 1973 году. Борьба с ними идет до сих пор. С одной стороны баррикад - такие атлеты, как Бен Джонсон, канадский спринтер, лишенный золотой медали Олимпиады 1988 года. С другой - спортивные власти.
Революция в фармакологии в конце XX века дала нечестным спортсменам новые возможности обмана. Речь, например, идет о гормоне человеческого роста. Властям приходится быть начеку и постоянно менять список запрещенных субстанций.
Однако, как несколько лет назад сказал глава Международного союза велосипедистов, "неизвестные препараты, по оценкам, составляют 90% случаев применения допинга".